Минск
пр. Независимости 85в
пом. 92

+375 (29) 7-651-651
+375 (29) 15-16-700

Соматика. Метод Фельденкрайза.

В нашем центре открыты группы по соматическому обучению Томаса Ханна.

Двигательные уроки проводятся по субботам в 12:00.

Приглашаем всех желающих!

Как выполнять урок: устои метода Фельденкрайза

«Чем больше внимания мы будем уделять нашим привычкам, тем больше обнаруживаем то, что мы уже знаем.» — Арлин Зоунс, Фельденкрайз-практик и тренер.

Метод Фельденкрайза не об ограничениях. Нас не интересует предел нашего диапазона движения или растяжения, мы не толкаем, не принуждаем и даже не слушаем учителя! Сейчас я поясню. Метод Фельденкрайза направлен на то, как познать себя. Прямо сейчас, в этот момент, вы можете знать, что у вас есть напряжение в правом бедре, или вы понимаете, что у вас болит шея. Ваша рука может болеть после посещения спортзала, или ваше сердце может стучать, потому что вы разозлились на своего коллегу или супруга.

Эти ощущения посылают обратную связь в вашу нервную систему и дают представление о том, насколько вы знаете себя в этот момент. Ваша интерпретация этой обратной связи определяет, как вы будете реагировать на следующее переживание, которое подбросит вам жизнь. Но решение о том, что делать, вы принимаете не в вакууме. В каждый момент, наряду с вашими текущими эмоциями, вы также ощущаете ваш давний, привычный способ организации своего движения, своих чувств и своей жизни.

Уроки по методу Фельденкрайза бросают вызов вашим давним привычкам, касающимся движений, чувств и реакций, активируя другой, непривычный способ взаимодействия с вашим опытом и ощущениями. Когда вы относитесь к своему опыту с сознаванием, вы получаете способность знать, ощущать и чувствовать все более и более тонкие формы обратной связи от вашей нервной системы. И эта способность уменьшает ваши обычные реакции и привычки — привычки сокращать мышцы, напрягаться, уставать или переживать эмоциональный стресс.

Легкость и плавность в наших отношениях с самими собой и другими возникает из разумного, хорошо организованного движения, но сначала мы должны узнать, как мы можем использовать в этих целях свой интеллект.

Устой 1. Любопытство и экспериментирование

В уроках сознавания через движение мы будем подходить к познанию себя совершенно иным способом. Задача состоит в том, чтобы привлечь нашу способность исследовать, наблюдать и быть любопытным, как это делает ребенок, когда он исследует поверхность пола, пытаясь понять, как он может перейти от статического состояния к движению. Мы будем использовать свои сенсомоторные навыки точно так же, чтобы заново открыть нашу собственную ребяческую непринужденность. Так что будьте любопытны и экспериментируйте, отмечайте новые проявления восприимчивости в вашей системе.

Я предлагаю возможность повышения разумности и легкости вашего выбора движения, и вы можете помочь реализовать эту возможность при помощи мягкого опробования и изучения того, как эти предложенные движения могут быть наиболее удобными для вас в этот момент. Поэтому, когда вы слышите инструкцию, считайте ее приглашением проявить любопытство, а не требованием. Вы не должны ощущать все взаимосвязи, которые я предлагаю, и не будет провалом, если этого не сделаете. Даже отсутствие ощущений дает ценную обратную связь, если вы слушаете себя!

Устой 2. Умение прислушиваться к собственному комфорту

В дополнение к любопытству второй устой метода Фельденкрайза состоит в том, чтобы прислушиваться к своему собственному комфорту, прежде чем бросаться что-либо делать. Для многих людей это трудно. Большинство из нас сформировало привычные, укоренившиеся реакции на инструкции и наставления, будь то от формального образования, многолетнего обучения танцам или спортивных тренировок. Чтобы прислушиваться к собственному комфорту, прежде чем начать двигаться, вам нужно действовать очень медленно, проявлять большое терпение к себе и, самое главное, отдыхать, когда вы нуждаетесь в этом.

Я предлагаю выполнять одну восьмую часть из того, что, как вы думаете, вы можете сделать. Правильно, одну восьмую. Не пытайтесь никому доказать, что вы можете махнуть ногой выше головы или завести руку за спину. Честно говоря, это никого не волнует! Вам не нужно ничего доказывать, проявлять амбиции или применять силу.

«Когда вы боретесь с трудностями, вы берете свои привычки с собой», — это сказано в защиту медленного движения. Процесс научения на уроке по методу Фельденкрайза происходит через качество, плавность, точность и, как ни странно, через отсутствие усилий в вашем движении. Большинство из нас чрезмерно используют свои мышцы в течение всего дня, и это только способствует возникновению усталости и длительного напряжения. На этих уроках исследуется точный уровень работы мышц, необходимый для достижения наших намерений.

Устой 3. Сосредоточенное сознавание

Третий устой – это сосредоточенное сознавание. Во время урока по методу Фельденкрайза постарайтесь заметить, когда вы начнете отвлекаться и ваше движение будет становиться механистическим. Существенной частью урока как раз и является умение замечать, когда вы начинаете отвлекаться! Так вы просто признаете то, что вы делаете, а затем вы можете выбрать: либо снова сосредоточить свое внимание, либо немного отдохнуть.

Одной из причин, по которой лучше избегать механистического и отстраненного отношения к своему опыту, является та, что нам нужно чему-то научиться, а сознавание имеет решающее значение для научения. Представьте себе теннисиста, который отрабатывает подачу. Он может ударить по сотне мячей, и с каждым ударом он отмечает, как его выбор замаха влияет на мяч. Каждый раз он что-то отслеживает.

Если вы чувствуете, что ваше сознавание рассеивается и вы начинаете думать о том, что приготовить на ужин, то вам нужно либо пробудить его снова и сконцентрироваться, либо отдохнуть. Отдых — это не признак неудачи, это признак разумности.

В ходе занятий по методу Фельденкрайза мы задействуем наше естественное любопытство, прислушиваемся к собственному комфорту и фокусируем наше сознавание. В целом самое главное здесь — это наслаждаться уроком ради себя, как бы этот урок ни разворачивался для вас в данный момент.

 

Вернуться к списку советов

Обратный звонок